Эстакада является длинным сооружением, которое состоит из однотипных пролетов на опорах. Данный вид металлоконструкций применяется крайне широко. К основным направлениям применения относится:

  • Промышленность, особенно химическая и металлургическая;
  • Транспортировка газа и нефти;
  • Центральное отопление.

Многие предприятия используют открытые крановые эстакады, на которых перемещаются краны и кран-балки. Также широко эксплуатируются эстакады для погрузочно-разгрузочных работ. Работа с большими грузами – один из непременных аспектов промышленной деятельности. Также существуют эстакады для строительства других эстакад – трубопроводов и др.

Открытые крановые эстакады

Строительство эстакад

Все эстакады можно разделит на такие группы по используемым материалам:

  • Стальные;
  • Железобетонные непроходные;
  • Железобетонные проходные с площадками для обслуживания;
  • Комбинированные.

Эстакады могут иметь от одного до трех ярусов. Для проектирования и строительства эстакад с одним ярусом используется ГОСТ 23235-78. Двухъярусные эстакады создаются по ГОСТу 23236-78. 

Пролеты имеют фиксированный размер и принимаются равными 12, 18 или 24 м. Железобетонные конструкции выполняются с пролетами только 12 м. 

При проектировании эстакад учитываются условия эксплуатации, технические требования и пожелания заказчика. Поскольку эстакада является достаточно сложной конструкций, для её строительства необходим проект, в ходе составления которого производятся все необходимые расчеты.

Стальные эстакады

  • Металлические эстакады строятся из таких элементов:
  • Швеллеров и двутавров;
  • Блоков;
  • Труб различного сечения;
  • Уголков.

Для одноярусных эстакад используются одностоечные опоры. Стальные опоры для двух- и трехъярусных эстакад имеют двухстоечное решетчатое строение. В таких опорах верхняя распорка располагается под траверсой на расстоянии от её низа в 0,8 м. Это позволяет проводить трубопровод под траверсой. Опоры имеют мощный фундамент из бетона или более прочного железобетона. Верх опор размещают приблизительно в 0,3 м над уровнем земли для защиты от коррозии.

Большое распространение нашли эстакады, в которых пролеты имеют вид ферм с поясами, расположенными паралельно. В таких эстакадах траверсы выполняются в виде балок с двумя консолями. Железобетонные траверсы применяются только тогда, когда для главных балок пролетов также используется железобетон. Обычно расстояние между траверсами принимается в промежутке 3 – 6 м.

Железобетонные эстакады

При сборке железобетонных пролетов и стоек, траверс и пролетных строений широко используется сварка закладных деталей. Эти детали нужно тщательно защитить от коррозии, для чего они покрываются бетоном, который армируется стальной сеткой. В некоторых местах выполнить бетонирование невозможно, и такую деталь приходится постоянно окрашивать. Обеспечение защиты от коррозии таких сварочных узлов является достаточно сложной задачей.

Обслуживание проходных эстакад не вызывает проблем. Для непроходных железобетонных эстакад имеются машины со специальным оборудованием.

Эстакады для прокладки кабелей

Не только трубы нуждаются в защите, но и кабели. Чаще всего размещение кабелей на высоте требуется на таких предприятиях, где возможно их механическое или химическое повреждение. Ряд конструкций эстакад дает возможность организовать многоуровневую систему, которая позволяет одновременно проложить и трубопровод, и кабель.

В целом эстакады для прокладки кабеля имеют более простую и легкую конструкцию, поскольку испытывают меньшие нагрузки. Особенно удобны в плане осмотра и ремонта коммуникационных линий проходные эстакады.